Главная » Статьи » Мысли вслух, обзоры и пр. ... |
Это вторая часть статьи о прикорме (картинки кликабельны). Первая часть и содержание вот тут Какие продукты вводить? Смысл введения прикорма состоит в том, чтобы ребенка постепенно перевести с молочного питания на домашнюю пищу. А какую домашнюю пищу должен в конечном итоге получать ребенок? Здесь можно очень просто ответить – ту, которую принято есть в семье (см. Национальные и семейные традиции и ритуалы приема пищи). К сожалению, кто бы и что бы не рекомендовал, родители будет кормить ребенка именно тем, чем принято в их семье. На мой взгляд, переубеждать просто бесполезно – никакие авторитеты не помогут. Да, наверное, на начальном этапе эти рекомендации будут выполняться. А вот дальше…регулярно на улице вижу детей первого-второго года жизни, которые едят чипсы («ничего не случится от одного-двух штук…»); регулярно встречаются дети, которые получают по 1-2 литра коровьего молока, сока, компота, чая и т.п. в день («они же полезные», «ребенку нравится»); периодически попадаются дети, которые получают (дети постоянно в течение дня что-то жуют) в основном какие-нибудь «печеньки» или сушки («так он их любит же»)… примеров много можно приводить. Неужели родителям этих детей никто и никогда не давал рекомендаций? С другой стороны, достаточно много семей, где действительно дети могут получить адекватную для возраста пищу, где даже рацион питания семьи в целом меняется так, чтобы маленькие дети действительно могли безопасно садиться за общий стол. Дать какие-то рекомендации сразу для всех невозможно – решение о выборе продуктов принимают родители. Поэтому я хочу только остановиться на отдельных группах продуктов и блюд [1]. Как я выше уже писал, существуют так называемая «основная» или «привычная» для определенного сообщества пища. «Набор» этих продуктов составляет основу питания населения и отдельных семей. Каши. В качестве прикорма каши (зерновые продукты) имеют большое значение в рационе ребенка. Зерновые продукты на 65-75% состоят из углеводов, 6-12% белков и 1-5% жиров. Основным углеводом является крахмал, который при термической обработке хорошо переваривается [1]. Кроме крахмала в кашах содержатся пищевые волокна и микро-элементы. При использовании промышленных каш для прикорма на упаковке указан список микроэлементов, макроэлементов и витаминов, которыми эти продукты обогащены. Каши обычно имеют приемлемую для прикорма энергетическую плотность. Однако последняя зависит от того, как и чем разводят кашу, на сколько она густая и что в неё добавляют. Для примера привожу энергетическую плотность некоторых каш. В данной таблице обратите внимание на изменение калорийности блюд в зависимости от состава. Состав и рецепты приготовления приведены как пример, но не как руководство к действию – не все продукты и блюда даются младенцам. Все вопросы по цифровым значениям уточняйте у авторов сайта, а не у меня. Кстати, на этом сайте Вы можете посмотреть количество витаминов, микроэлементов и макроэлементов отдельных продуктов и блюд. Положительной стороной каш является их относительно высокая энергетическая плотность. При введении в рацион они легче и лучше усваиваются ребенком. По вкусу чаще дети хорошо воспринимают этот продукт. Каши промышленного производства обогащены различными веществами. В каши могут добавляться прЕбиотики (фрукто-олигосахирды, инулин, плоды рожкового дерева (камедь), лактулоза) и/или прОбиотики (бифидо и лактобактерии). Крупы, из которых варятся каши, можно разделить на безглютеновые (основные представители - рис, греча, кукуруза, пшено и ряд других) и содержащие глютен (пшеница, рожь, ячмень, овес). Как правило, начинают прикорм безглютеновыми кашами. Это связано с профилактикой возникновения непереносимости глютена. Содержащие глютен каши вводятся в рацион примерно через 1-3 месяца после начала введения безглютеновых. Каши могут вводиться в качестве первого или второго после овощей основного прикорма. Обычно с них начинают, если у ребенка к возрасту введения прикорма снижается темп прибавок массы тела. У нормально прибавляющих детей также вполне возможен первый прикорм кашей. В настоящее время рекомендуется начинать введение прикорма промышленными кашами [2]. В дальнейшем, примерно после возраста 8-10 месяцев, ребенку в рацион постепенно вводятся обычные каши с домашнего стола. Детям, которые имеют высокий риск дефицита микро, макроэлементов и витаминов (недоношенных, дети с заболеваниями, асоциальные и т.п.), промышленные каши желательно давать до года и позже. Если семья не может обеспечить ребенка промышленными продуктами, то он может получать прикорм домашнего изготовления. В начале введения прикорма каши лучше разводить водой, грудным молоком или адаптированной смесью, которую получает ребенок. В более старшем возрасте примерно после 9-10 месяцев при отсутствии аллергии у ребенка можно уже готовить каши на коровьем молоке. Каши могут использоваться у детей со склонностью к запорам. В таком случае предпочтительнее каши с прЕбиотиками. Консистенция каши для прикорма должна быть густой (не стекать с ложки), но не настолько, чтобы ребенок не мог её проглотить. Ниже на фотографии видно, как отличаются каши различной консистенции [8]. Соответственно, энергетическая плотность первой каши будет самой низкой, второй - больше и третьей - еще больше. Калорийность отдельных круп можно посмотреть в таблице (по мере уменьшения калорийности), на 100 г: Дополнительно по мучным изделиям и кашам Овощи. Источники витаминов (групп А, В, С), минералов, крахмала, пищевых волокон и т.д. Они вносят основной вклад в обеспечении витамином С, которые способствует лучшему всасыванию негемового железа из растительной пищи. Овощи имеют невысокую энергетическую плотность. Исключение - картофель (0,8 ккал/г), бобовые (0,7 ккал/г). Картофель богат крахмалом, содержит мало белка, является источником витамины В1 и С. С другой стороны, они играют важную роль в пищеварении за счет содержания растительной клетчатки. Так же в них присутствуют микроэлементы, некоторые витамины. Поэтому в качестве прикорма овощи обязательно должны использоваться для ребенка первого года жизни. Вводя в рацион овощи, которые на вкус менее приятны, чем каши, родители формируют у ребенка такое пищевое поведение, которое позволяет в последующей жизни положительно относится к этим продуктам в своем рационе.Начинать овощной прикорм также лучше продуктами промышленного производства, поскольку последние дополнительно обогащаются различными веществами. Овощи могут вводиться первыми или вторыми после каш. Обычно первыми вводятся овощи детям с высокими прибавками массы тела. При дефиците массы тела предпочтительнее начинать с каши, у которых энергетическая плотность в 2-4 раза выше, чем у овощей. У детей с нормальными прибавками овощи также могут быть первым прикормом. Обычно начинают с «нейтральных» овощей - кабачков, цветной капусты, брокколи. Возможно начать прикорм с картофеля, но иногда из-за большого количества крахмала в нем у детей возможно газообразование. Бытующее мнение об опасности тыквы и моркови, как цветных продуктов, сомнительно. Если ребенку даются овощи домашнего приготовления, то они обязательно должны быть термически обработанными. Калорийность овощей (часть из них редко используется для прикорма) на 100 г: Дополнительно можно посмотреть вот тут. Еще о бобовых Мясо. Мясо богато белками высокой биологической ценности, является источником минералов и витаминов с высокой биодоступностью (железо, цинк), обладает высокой энергетической плотностью (даже выше, чем у каши). Обычно мясной прикорм вводится после введение хотя бы одного продукта (каш или овощей). Мясо не дают в виде отдельного блюда - его добавляют в каши или овощи. Наименее аллергенными являются мясо кролика, индейки, баранина, с которых можно начинать введение этого продукта. Калорийность мясных продуктов на 100 г можно посмотреть в таблице и вот тут: Фрукты, ягоды и соки. Во фруктах и ягодах интерес представляют прежде всего пищевые волокна, отдельные витамины. Выжатые из фруктов соки соответствуют питательности фруктов за исключением пищевых волокон. Они богаты витамином С, содержат фруктозу, глюкозу, сахарозу. Энергетическая плотность этих продуктов низкая (за исключением банана - 0,91 ккал/г). Наличие высокого содержания углеводов (фруктозы, галактозы, сахарозы) может провоцировать расстройство ЖКТ. Кроме того, у детей врожденная "любовь" к сладкому. Зачастую ребенок, попробовав сладкие фрукты или ягоды, в дальнейшем может отказываться от овощей или каш. Поэтому фрукты и ягоды лучше начинать давать после введения в рацион хотя бы одного основного продукта. При этом предпочтительней фрукты добавлять в блюда прикорма для улучшения вкуса и разнообразия. В дальнейшем, когда у ребенка уже сформируется определенный режим питания, фрукты и ягоды могут выступать и в качестве десерта или перекусов. К сокам, как прикорму, отношение должно быть осторожным. С одной стороны, они по составу близки к фруктам, из которых производятся (но об этом можно говорить только при использовании свежевыжатых соков). С другой стороны, соки содержат глюкозу, фруктозу, сахарозу и другие сахара, которые, благодаря своей кислотности, могут вызывать кариес и эрозию зубов [1]. Соки могут вызывать расстройства ЖКТ у ребенка чаще, чем овощи. Кроме того, соки имеют низкую энергетическую плотность. При потреблении большого количества соком дополнительно может вытесняться часть грудного молока, что негативно скажется на лактации. Таким образом, фрукты, ягоды и соки являются низкокалорийными продуктами прикорма, имеющие больше отрицательных факторов, чем положительных в возрасте до года. При адекватном питании ребенка (грудное молоко или адаптированные его имитаторы) особого смысла в введении этих продуктов ребенку в качестве отдельного прикорма нет. Тем более, они не должны быть первыми. Если учитывать низкую калорийность и жидкую консистенцию соков, то они вообще не отвечают требованиям к прикорму. Поэтому при желании мамы дать фрукты, ягоды и соки ребенку лучше их использовать в качестве вкусовой добавки к основным прикормам или вообще отложить введение на более старший возраст. Таблица калорийности фруктов, ягод и соков на 100 г (дополнительно тут) Масло. Это высококалорийный продукт (энергетическая плотность до 0,7-0,9 ккал/г). Для прикорма обычно используются растительные и сливочные масла. Добавление в небольших количествах масла меняет вкусовые качества блюда и увеличивает его энергетическую ценность. Предпочтительнее использовать растительные масла, где больше полезных веществ. В отношение выбора – зависит от вкуса, переносимости и отношения к растительным/животным маслам в семье. Существенной разницы между видами растительных масел для прикорма нет. Масло можно добавлять в любой прикорм, когда объем последнего достигает более или менее значимого объема. Сколько добавлять? Это тоже дело вкуса - "кашу маслом не испортишь", но подходите к этому разумно. Аллергические реакции можно видеть чаще на сливочное масло. Поэтому лучше его вводить во вторую очередь - уже после растительного масла. Таблица калорийности масел на 100 г (вот тут дополнительно) Молочные продукты. Являются хорошим источником ряда пищевых веществ. Молоко с низким содержанием жира или обезжиренное менее полезно для ребенка. Кисломолочные продукты в пищевом отношении аналогичны цельному коровьему молоку и являются источником белка, фосфора, кальция, витамина В2. Однако при всей пользе молочных продуктов использование их у младенцев в неадаптированном виде имеет больше минусов, чем плюсов. Плюсы. Вкусные. Энергетическая плотность сыра, сливочного масла, сметаны и творога вполне приличные. Молоко и кефир (и его аналоги) по калорийности и консистенции близки к грудному молоку и адаптированным смесям. Однако... Минусы. Неадаптированные молочные продукты (молоко, кефир и его вариации, творог, сметана и т.д.) по качественному составу абсолютно далеки от грудного молока – имеют в своем составе очень много (по сравнению с грудным молоком) белка; аминокислотный состав неприемлем для младенца; недостаточное количество витаминов, микро и макроэлементов, которые к тому же крайне несбалансированы. Белок коровьего молока при расщеплении негативно влияет на формирование обмена веществ у детей раннего возраста. При этом нарушения обмена веществ проявляются в более старшем возрасте. Употребление в раннем возрасте жидких молочных продуктов приводит к микропотерям гемоглобина, а с ним и железа, через желудочно-кишечный тракт. В настоящее время белок коровьего молока является лидером по своей аллергенности. Для младенцев нет никакого существенного преимущества козьего молока перед коровьим. Вместо молока животных у младенцев оптимально использовать адаптированные пресные молочные смеси. Вместо кефира и его аналогов – адаптированные кисломолочные смеси. Если же ребенок получает грудное молоко, то неадаптированные молочные продукты в течение первого года не обязательны. Таблица калорийности молочных продуктов на 100 г (дополнительно тут) Рыба и морепродукты. Эти продукты богаты полноценным белком и различными веществами. К сожалению, рыба и морепродукты входят в "большую восьмерку" аллергенов. При этом на рыбу может быть пожизненная аллергия. При хорошей переносимости рыба дополняет рацион ребенка достаточно большим количеством полезных веществ. Яйцо. Продукт, который богат множеством различных микро и макроэлементов, витаминов. Кроме того, считается, что белок яйца является "идеальным". Однако все эти плюсы нивелируются высокой аллергенностью (конкурирует с белком коровьего молока). Если учесть, что в четверти (5-6 г) или половине (10-12 г) желтка, которые рекомендуется вводить, содержится крайне мало полезных веществ и энергии, то проще не давать этот продукты, чем рисковать появлением аллергических реакций у ребенка. Ведь для провоцирования аллергических реакций не нужно большого количества аллергена - вспомните пыльцевую аллергию. Мед. Мед может содержать споры Clostridium botulinum – вещество, вызывающее ботулизм. Его не следует давать младенцам. Чай. Черный или зеленый чай не рекомендуется младенцам и детям младшего возраста. Он ухудшает всасывания железа и ряда минералов. Травяные чаи также могут негативно влиять на всасывание минералов. Кроме того, фармакологический эффект и отсутствие доказательств безопасности также является поводом исключить травяные чаи из рациона младенца. Вода. После начала введения прикорма детям необходимо предлагать воду в качестве питья. Это должна быть чистая вода без каких-либо добавок. Вода нужна потому, что в прикормах гораздо выше концентрация различных веществ по сравнению с грудным молоком или его имитаторами. Часть детей на грудном вскармливании могут долго не пить воду. Обычно это означает, что им достаточно её поступает с грудным молоком. Компоты и другие "вкусные" жидкости". После того, как ребенок уже получил все основные продукты прикорма для разнообразия возможно введения ограниченного количества "вкусняшек". Однако нужно помнить, что у ребенка "любовь" к сладкому врожденная. Поэтому часть детей, распробовав сладкие и вкусные жидкости могут потреблять их в большом количестве, отказываясь от обычной еды. В целом это может негативно влиять на прибавки массы и провоцировать появление кариеса. Субпродукты. Субпродукты не должны использоваться у детей первых 2-3 лет. Несмотря на то, что некоторые субпродукты содержат больше некоторых веществ, чем мясо, для маленького ребенка предпочтительно использовать именно мясо. Это связано с наличием в субпродуктах ряда веществ, которые могут негативно сказываться на ребенке. Почему же в ряде руководств ВОЗ рекомендуется давать ребенку в качестве прикорма печень для восполнения дефицита железа? Причем известно, что в печени его действительно много, но оно плохо усваивается ребенком. Объяснения здесь простое (кстати, об этом сама ВОЗ писала в одном из документов) – субпродукты дешевле мясо. Поэтому если нет возможности покупать мясо для прикорма, то лучше дать субпродукты, чем ничего. Сахар и соль. Сахар не следует добавлять специально в продукты прикорма. Это связано с риском развития кариеса. Кроме того, из-за сладкого ребенок может отказываться от обычной еды. Соль также не рекомендуется добавлять в рацион младенца. Это связано с профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний в будущем, в частности артериальной гипертензии, ишемической болезни сердца и пр. Орехи, арахис. Орехи и арахис в цельном виде не должны присутствовать в рационе ребенка как минимум до трех лет. Это связано с высоким риском поперхивания ими. В ряде стран, общин или семей, где, например, арахис распространен в качестве основного продукта питания, оно может использовать в качестве добавки в блюда прикорма в пюреобразном состоянии. Необходимо помнить, что орехи и арахис входят в "большую восьмерку" аллергенов. Аллергия на орехи может быть пожизненной. Детское питание. Продукты, которые специально готовят для детей, могут использоваться только в соответствии с возрастом ребенка. В то же время, нельзя затягивать «баночно-коробочный» период питания ребенка. Необходимо вовремя перейти на продукты с домашнего стола. Обычно такой переход начинается после 9-10 месяцев. Состав и калорийность некоторых продуктов детского питания есть вот тут. Необходимо подчеркнуть, что более подробную информацию по определенным продуктам следует смотреть в специализированной литературе – у меня не было цели столь подробно расписывать каждый продукт. Итого. 1. В качестве основных продуктов прикорма традиционно используются каши, овощи и мясо. Эти продукты являются основой рациона ребенка. 2. Через некоторое время после начала их введения можно включить в рацион масло, фрукты, которые улучшат вкусовые качества. Это важно, поскольку дети лучше едят разнообразную пищу. 3. Если в семье какие-то иные традиции и пищевые привычки (например, семья любит бобовые), то можно, конечно, начинать и с «семейных» продуктов. Но не всегда привычные для взрослого блюда подойдут ребенку. Поэтому, если в семье нет принципиальных возражений против общепринятых каш, овощей и мяса, то лучше вводить в первую очередь их. 4. Постепенно с возрастом ребенку необходимо дополнять рацион всё большим и большим количеством различных продуктов. Как только семья «исчерпала» возможность разнообразить рацион (уже все овощи, каши и мясо перепробовали, например), то заинтересовать ребенка можно различными вариантам приготовления блюд. 5. Если есть какая-либо реакция на определенную пищу, то она должна исключаться из рациона ребенка на 2-4 недели. После этого можно вновь попробовать дать проблемный продукт (если, конечно, до этого не было выраженной и тяжелой аллергической реакции – в такой ситуации снова пробовать не стоит). Если уже повторно явно будет ребенок реагировать, то эта пища убирается из рациона ребенка надолго (до 3-12 месяцев). 6. Вводя в рацион ребенка новый продукт питания, мама должна ответить себе на вопрос «А зачем я его даю ребенку?». Если четкого ответить не удается, то лучше отложить обновление рациона. Так же необходимо помнить, что для положительного отношения к какой-либо пище ребенку приходится предлагать новую еду несколько раз (до 10-15). Поэтому, если ребенок в первый-второй день введения прикорма отказывается от определенной пищи, то необходимо еще несколько раз её предложить. Чаще всего через некоторое время ребенок начнет есть продукт, который сразу не понравился. Как вариант – подмешивать такие продукты в уже любимые блюда ребенка. 7. В процессе приготовления необходимо помнить, что введение в блюда продуктов с низкой энергетической плотностью в больших количествах может привести к снижению общей калорийности блюда и в целом поступления энергии и веществ ребенку в течения дня. Очень простой пример, иллюстрирующий это. Сравните калорийность тарелки рисового супа и густой рисовой каши. Оба блюда сделаны из риса, но первое разбавлено водой (энергетическая плотность 0), а второе не разбавлено. Я думаю, вполне понятно, где больше энергии будет содержаться (кому не понятно – в густой рисовой каше). Почему же ВОЗ рекомендует давать прикормы с как можно более высокой энергетической плотностью? Если быть точнее - ВОЗ рекомендует вводить в рацион ребенку продукты прикорма с энергетической плотностью не менее 0,67 ккал/г, а лучше 1 ккал/г и более [1]. Всё достаточно просто. Блюда с более высокой энергетической плотностью позволяют обеспечить ребенка энергией без слишком большого увеличения объема питания. Кроме того, в большинстве блюд увеличение энергетической плотности сопровождается увеличением количества полезных веществ. Поэтому такие прикормы позволяют обеспечить ребенка различными дополнительными веществами и разнообразить вкус. При введении в рацион младенца жидких блюд (жидкие супы, соки, компоты и т.п.) нужно помнить не только про их низкую энергетическую плотность. Еще одним минусом этих блюд является само по себе их жидкое состояние. То есть, ребенок не только не получит нужные энергию и вещества, но и не будет приучаться к густой пище. Фактически не будут выполняться две цели прикорма. А если эти жидкости будут «вкусными», то ребенок их может употреблять в большом количестве, что иногда приводит к вытеснению из рациона густой пищи. Конечно, не стоит бросаться в крайности и вообще лишать ребенка тех же компотов, соков и супов. Но они могут присутствовать в рационе в ограниченных количествах.
Возраст введения прикорма Возраст введения прикорма является одним из вопросов, которые постоянно обсуждается. Это связано с появлением новых исследований, в которых оцениваются положительные и отрицательные влияния введения продуктов в различные возрастные периоды. Значимых изменений в рекомендациях не предлагается – всё-таки многие позиции еще требуют дальнейшего изучения. ВОЗ в своей «Глобальной стратегии по кормлению детей грудного возраста» [23] определила в 2001 году, что «Для оптимального роста, развития и здоровья детей грудного возраста глобальная рекомендация общественного здравоохранения состоит в необходимости исключительно грудного вскармливания в течение первых шести месяцев жизни». До настоящего времени рекомендации ВОЗ о введении здоровым детям прикорма с 6 месяцев остается в силе. Это было подтверждено в 2013 году, когда стали появляться мнения и вопросы об изменении рекомендаций ВОЗ по введению прикорма. Еще раз необходимо подчеркнуть, что данные рекомендации касаются здоровых детей, имеющих хорошие прибавки, нормальное развитие и адекватное возрасту питание. Если у ребенка есть какие-либо отклонения в здоровье, временные затруднения, поведенческие особенности и другие факторы, влияющие на процесс введения густой пищи, то допускается изменение сроков введения прикорма. Также сроки введения прикорма в различных странах определяются Национальными рекомендациями, общепринятой педиатрической практикой, традициями и т.п. Фактически ВОЗ предлагает оптимальный вариант, но в реальной жизни не все дети идеальны. Поэтому чаще всего предлагается определенный безопасный для ребенка «коридор» («окно», «период») возможного введения прикорма. Период начала введения прикорма определяется во многих странах с 17 по 26 неделю (с 4 по 6 месяц) жизни ребенка, а возраст 6 месяцев указывается, как оптимальный [2; 22–28]. Отдельным детям с хорошими прибавками возможно более позднее введение прикорма, если ребенок заболел, ему поставлена прививка и пр. К 8 месяцам жизни ребенку уже необходимо начать прикорм. В противном случае есть риск возникновения дефицита пищевых веществ и нарушения пищевого поведения (ребенку будет сложно ввести в рацион густую пищу). По данным недавних исследований было показано, что детям с высоким риском аллергии на арахис необходимо ввести его между 4 и 11 месяцами [22]. Однако, на мой взгляд, арахис не является традиционной пищей для детского населения РФ, что исключает его специальное введение в рацион в таком возрасте. Тем более, цельные арахис и иные орехи категорически нельзя давать детям как минимум до 3 лет в связи с высоким риском аспирации. Глютен предлагается вводить в рацион ребенка между 4 и 12 месяцами жизни [22]. При этом в первые недели необходимо избегать введение большого количества содержащих глютен продуктов. Введение глютена в этом возрастной период не влияет на риск возникновения целиакии и сахарного диабета I типа [22]. Негативное влияние в период введения прикорма оказывает большое количество коровьего молока за счет высокого поступления энергии, белка, жира и низкого уровня железа [22]. Поэтому коровье молоко не должно использоваться в качестве основного питания до 12 месяцев жизни. Допустимо добавление его в отдельные блюда прикорма в небольшом количестве. В период начала введения прикорма у ребенка существуют высокая потребность в железе, что предполагает введение мяса и продуктов, обогащенным этим микроэлементом [22]. Таким образом, большинство детей в период с 4 до 6 месяцев (17-26 недель) жизни должны начать получать дополнительное питание, поскольку функции ЖКТ, почек и моторные навыки к началу пятого месяца достаточно созревают. Для здоровых детей с хорошими прибавками оптимально введение прикорма в возрасте 6 месяцев (точнее с 26 недель жизни [1; 22]). Более раннее (в 4-5 месяцев жизни) начало введения густой пищи может быть обусловлено прежде всего низкими прибавками, но не является абсолютно обязательным. Такой возраст введения не влияет на рост аллергии и избыточной массы тела. В то же время вводить прикорм ранее 4 месяцев не следует из-за риска этих нарушений у ребенка в будущем [22]. Введение прикорма после 6-7 месяцев жизни должно быть исключением. Обычно это связано с какими-то острыми заболеваниями ребенка или вакцинацией – родители вынуждены немного сдвигать начало введения новой пищи. Однако нельзя длительно откладывать начало введения дополнительного питания. Примерная схема введения прикорма. Наша кафедра уже несколько десятилетий занимается вопросами питания детей раннего возраста, в том числе прикормом. В своей работе я многие годы использую схему введения прикорма, по которой работали мои учителя, и она существенно не меняется уже долгое время. Как не странно, но задолго до рекомендаций ВОЗ на нашей кафедре не рекомендовалось раннее введение соков; предлагалось первыми вводить не фрукты, а каши или овощи; всегда схема прикорма была ориентирована на снижение риска аллергии и белковой нагрузки; неадаптированные молочные продукты рекомендовалось вводить ближе к году и т.д. Вот, например, таблицы прикорма, которые я нашел в своих архивах – это конца 90-х и начало 2000-х годов (более ранние варианты просто не нашел в архивах – найду выложу).
В последнее десятилетие было очень много обсуждений методов и схем введения дополнительной пищи в российской и зарубежной литературе. Переносились сроки начала введения отдельных продуктов, менялись рекомендации по первым продуктам прикорма и срокам его начала и т.д. На нашей кафедре мы не бросались из крайности в крайность – не ломали то, что было наработано годами. Какие-то тонкости, конечно, корректировались. Однако существенные позиции не менялись. В итоге наша схема так и остается рабочей в настоящее время. В Интернете можно найти мою схему со старого сайта. Я выкладываю несколько обновленную схему введения прикорма здесь. Комментарии после таблиц. На мой взгляд, необходимо выделить продукты прикорма, которые составляют основу рациона ребенка в дальнейшем – это овощи, каши и мясо. Они должны вводиться ребенку в первую очередь. Остальные продукты являются важными в рационе, но они обычно нужны для расширения и разнообразия рациона несколько позже. Схема введения основных продуктов прикорма с 6 месяцев Или Это схемы обычного введения прикорма здоровым детям на грудном и искусственном вскармливании, которые хорошо развиваются. Таким детям нет никакого смысла вводит раньше 6 месяцев прикорм, поскольку это не дает никаких преимуществ. Но и затягивать введения густой пищи не стоит – крайний возраст 7-7,5 месяцев. Более позднее введение может привести к дефициту различных веществ. Конечно, они не являются столь жесткими и абсолютными – в некоторых случаях необходимо к ребенку подходить индивидуально. Ребенку прикорм дается только с ложечки. Если ребенок первое время будет с удовольствием есть прикорм руками, не нужно его останавливать. Немного позже можно будет приучить к ложке. Кормить ребенка лучше в том месте, где все члены семьи принимают пищу. Первым продуктом прикорма могут быть безглютеновые безмолочные каши или овощи. Что выбрать? Это зависит от прибавок массы тела ребенка (обычно у детей с низкими прибавками начинают с каши, как продукта с более высокой энергетической плотностью), тех самых традиций в семье (если в семье не едят овощи, то вряд ли первым прикормом будут именно они), доступности продуктов, желания родителей и т.п. Первым из овощей можно дать кабачок, цветную капусту, кольраби, брокколи. В дальнейшем вводятся все остальные овощи, которые едят в семье. Первыми из каш вводятся безмолочные безглютеновые (рис, греча или кукуруза). Содержащие глютен крупы лучше ввести через 1-2 месяца. Каша должна быть густая (по консистенции ближе к картофельному пюре), но так, чтобы ребенок мог её проглотить. Промышленные каши лучше разводить не по инструкции (они будут жидкими), а по консистенции. Молочные каши могут быть введены в рацион после того, как ребенок начал получать глютеновые при условии, что у ребенка нет аллергических реакций на белок коровьего молока. Оптимально первое время в каши добавлять грудное молоко или молочную смесь, вместо цельного коровьего/козьего молока. В начале вводится один продукт прикорма (например, гречневая каша или кабачок). Начинаем вводить с ½-1чайной ложки (немного). Лучше это делать утром, когда у ребенка хорошее настроение и в течение дня можно за ним наблюдать. Если ребенок отказался, не нужно насильно в него вталкивать новое блюдо. Многим детям нужно предложить много раз, чтобы «процесс пошел». Если ребенок начал есть и нет никаких реакций, то постепенно (в течение 10-14 дней) увеличиваем объем прикорма до 30-50-100 г. Объем и темп его увеличения – индивидуальны. Очень часто дети на грудном вскармливании не едят первое время много прикорма. Не стоит торопить ребенка. С другой стороны, не следует растягивать весь процесс на многие недели, давая ребенку по ½ чайной ложке густой пищи в день – просто не будет вообще смысла от этого. Нужно найти разумный компромисс между постепенным введением прикорма и исключением насильного кормления. Когда объем первой продукта прикорма станет более или менее значимым (примерно в течение 10-14 дней), нужно начинать добавлять следующие продукты этого вида прикорма. Например, к гречневой каше добавляем рисовую, кукурузную или к кабачку добавляем тыкву, капусту, картофель. Новые продукты лучше в небольшом количестве добавлять в первые, к которым ребенок уже привык. Если у ребенка нет никаких реакций, то дальше можно менять, сочетать и чередовать введенные прикормы. Немного о реакциях на введение новых продуктов прикорма. Чаще это бывают какие-то расстройства ЖКТ (жидкий стул, рвоты, боли в животе) или кожные реакции. Естественно, при появлении значимых реакций новый продукт убирается или уменьшается его порция. Повторно его можно попробовать дать через 1-2 недели. Если вновь будет выраженная реакция, то необходимо убрать на более длительное время. Однако при появлении минимальных очень легких изменений («щечки утром красные, вечером обычные», «пятнышки на коже», бурление в животе и т.п.) не нужно сразу убирать продукты. Зачастую через 2-4 дня сохранения их в рационе всё нормализуется. В настоящее время такие легкие реакции на новые продукты расцениваются как возникновение пищевой толерантности – диаметральная противоположность пищевой аллергии. Поэтому не нужно при введении прикорма перебирать все продукты подряд, объясняя это появлением каких-то минимальных реакций. Второй основной прикорм (если первые овощи – вторые будут каши, если первые каши – вторые будут овощи) вводится примерно через 3-4 недели после начала первого. Методика введение аналогично той, которую я выше описал. Третьим основным прикормом обычно вводится мясо. Его лучше добавить в кашу или овощи. Начинаем давать так же с примерно с ½ чайной ложки с постепенным увеличением объема. Первым можно вводить мясо кролика, баранину (ягнятину), индюшку. В дальнейшем в рацион ребенка вводятся все виды мяса. Масло. Очень нужные продукт. Как только ребенок начал получать ощутимый объем какого-либо прикорма, в него можно добавить немного растительного масла (любого – существенной разницы нет). Добавляем для изменения вкуса и увеличения энергетической плотности прикорма. Фрукты и соки в период начала введения прикорма достаточно бесполезны. Если вообще их не давать в течение первого года жизни, то никаких нарушений у ребенка не будет. То количество, которое дается ребенку не несет какой-либо значимой пищевой ценности, но может оказывать негативное влияние – провоцировать дисфункцию ЖКТ, «переключать» ребенка на вкусно-сладкие продукты (чаще после сладких яблока или банана ребенок не будет есть тот же кабачок или капусту), способствовать развитию кариеса. Фрукты и соки не должны быть первыми в рационе. Когда ребенок будет уже есть 1-2 или даже 3 основных прикорма, ему можно будет добавить фрукты или соки в кашу или овощи для изменения вкуса. Наращивать объем прикорма необходимо крайне осторожно. Если очень быстро увеличить объем, то у ребенка могут быть нарушения ЖКТ – запоры, поносы, рвоты, боли в животе. Неприятной ситуацией может быть отказ ребенка от густой пищи из-за стремления родителей дать ребенку как можно больше прикорма («в книжке ведь написано»). Поэтому точно сказать, как много нужно давать конкретному ребенку определенного прикорма, однозначно сложно. Считается, что примерно к году ребенку необходимо получать около 200 г каши, 200 г овощей и до 80-100 г мяса. Однако в реальной жизни не всегда удается этого достичь. Так как понять, хватает ребенку прикорма или нет? На самом деле всё банально просто (помните, на первой странице моего сайта есть такое – «Бритва Оккама»?). Контролируйте вес ребенка. При адекватном введении прикорма ребенок будет всегда прибавлять в массе тела. Если, несмотря на введение дополнительной пищи, ребенок не прибавляет, а еще хуже – теряет в массе, то следует пересмотреть рацион питания здорового ребенка. Такие проблемы иногда возникают, когда ребенок получает в основном прикорм с низкой энергетической плотностью. К потере веса могут вести непереносимость каких-то отдельных продуктов, состояние после перенесенных инфекций, очень маленький объем густой пищи и т.д. Мы можем менять последовательность введения продуктов прикорма в некоторых ситуациях При низких прибавках ребенку необходимо дать продукты с высокой энергетической плотностью, чтобы в минимальном объеме питания он получил максимальное количество энергии. В таком случае последовательность введения прикорма будет такой каши-овощи-мясо или каши-мясо-овощи. Первый вариант обычно можно использовать, если ребенок после введения каши в рацион стал хорошо прибавлять. Если прибавка остаются недостаточными, то вторым прикормом можно ввести мясо (энергетическая плотность мяса выше, чем у каши или овощей). В таком случае обязательным является добавление в рацион ребенка масла с той же целью. В некоторых случаях приходится вводить прикорм с 4-5 месяцев. Основная причина – низкие прибавки. На мой взгляд, в 4-5 месяцев ребенку на исключительно грудном вскармливании выгоднее ввести прикорм, чем докорм смесью, которая может просто вытеснить грудное молоко из рациона. А докорм из бутылочки, как чаще всего делают, приведет к отказу от груди. Так же при введении смесей есть риск появления непереносимости белка коровьего молока, срывов ЖКТ и пр. Схема введения основных продуктов прикорма с 4 месяцев В этой схеме также возможно изменение последовательности введения основных продуктов прикорма. Остальные продукты я свел в одну таблицу, поскольку разницы нет в каком возрасте ребенок начал получать прикорм Возраст введения в рацион рыбы (это не должна быть речная!) до сих пор обсуждается. Именно поэтому я поставил в таблице «+–». Некоторым детям можно ввести этот продукт чуть раньше, другим – стоит подождать. Отношение к неадаптированным продуктам из коровьего или козьего молока для детей первого года однозначно негативное. Отрицательное влияние белка коровьего молока в раннем возрасте на здоровье ребенка доказано во многих исследованиях – высокая аллергенность, программирование метаболических нарушений на всю последующую жизнь, риск других острых и хронических заболеваний и пр. Поэтому в качестве отдельного прикорма все неадаптированные молочные продукты не должны использоваться у детей первого года жизни. С 9-10 месяцев возможно добавление этих продуктов в основной прикорм для разнообразия при условии хорошей переносимости ребенком. Нет никакой разницы молочные продукты какого животного вводятся в рацион ребенка – все они являются неадаптированными для детей первого года жизни и обладают сопоставимым с коровьим молоком негативным влиянием на ребенка. Желток не имеет столь значимого пищевого значения в период введения прикорма. Аллергенность его высокая. Поэтому возраст введения – ближе к году. Выкладываю таблицу, в которой можно посмотреть средний состав на 100 г желтка (12-25 г по весу один желток) + пересчет на половину и четверть (как рекомендуется давать) одного желтка + потребности средние ребенка 6-12 месяцев + процент от суточной потребности, который покрывает указанное количество желтка. Кстати, таблицу можете продолжить, кому интересно. Чай ребенку первых лет жизни регулярно в качестве питья давать нельзя. Об этом можно посмотреть в рекомендациях ВОЗ. Причина – нарушение всасывания части микроэлементов. В начале введения прикорм должен быть пюреобразным, так как желудочно-кишечный тракт ребенка не приспособлен в этот период усваивать более грубую по консистенции пищу. Объясняется это физиологией маленького ребенка, о чем я выше уже писал. Чем более крупные частички попадают в кишечник ребенка в этом возрасте, тем меньше шансов их переварить и усвоить. Иногда эти «кусочки» можно даже увидеть в кале. Фактически ребенок будет получать густую пищу, но попадать в организм она не будет, так как крупные частицы не будут перевариваться. А если они не переварятся, то все последующие этапы «конвейера» не будут работать. Именно поэтому начальный на начальном этапе следует вводить пюреобразные продукты прикорма – это «запустит» всю систему пищеварения у ребенка. В дальнейшем с возрастом постепенно структура прикорма становится «грубее». Ребенок уже может переваривать и усваивать более крупные кусочки. Это как раз и совпадает с периодом начала перевода ребенка на «домашний стол» (возраст после 8-10 месяцев). Очень важно не пропустить этот период и вовремя начать ребенка приучать к более грубой по консистенции пище. В случае затягивания «пюреобразного» периода у детей старше 1 года появляются уже нарушения пищевого поведения, которые бывает очень сложно изменить. Коротко общие позиции: 1. Возраст введения прикорма 6 месяцев в идеале с возможными вариациями 4-8 месяцев 2. Идеально, чтобы калорийность прикорма была 100 ккал и выше на 100 г продукта (на промышленных это можно посмотреть). Не стоит давать много низкокалорийных продуктов 3. Первые прикорма должны иметь пюреобразную (но не жидкую!) консистенцию. Это объясняется банальной физиологией 4. Начинают введение новых продуктов с небольшого количества (примерно с ½ чайной ложки) монопродукта (один продукт). Потом постепенно этот объем увеличивают и вводят новые продукты данного вида прикорма (например, к одной каше добавляют вторую и третью) 5. Оптимально новые продукты прикорма давать утром, чтобы в течение дня наблюдать за ребенком 6. Как только ребенок стал употреблять более или менее значимый объем прикорма (50 г и более), необходимо предлагать ему обычную питьевую воду 7. Прикорм можно давать до и после кормления грудью – это решают между собой мама и ребенок 8. Возможно введение прикорма «не по правилам» – кашу/овощи давать не один раз (традиционно), а два-три раза в день (утром – одна, вечером – другая каши) 9. Новый вид прикорма начинать давать через 3-4 недели кормления ребенка предыдущим прикормом 10. Ребенок от новой пищи может отказывать до 10-15 раз – предлагайте и ребенок постепенно начнет есть. Наберитесь терпения 11. После введения 3-х основных продуктов прикорма необходимо формировать режим питания, который принят в семье. Дети любят питаться по распорядку (разве Вы не соблюдаете ежедневно ритуал отхода ко сну – покупались, вытерлись полотенцем, поговорили, поели и спать?) 12. С возрастом необходимо постепенно переводить ребенка с пюреобразной пищи на пищу с более грубой текстурой и далее приучать ребенка к кусочкам (сначала мелким, потом к более крупным) 13. Примерно с 8-10 месяцев ребенка необходимо постепенно переводить на пищу с домашнего стола при условии, что в семье питаются безопасной для здоровья пищей 14. Все прикорма даются с ложечки – никаких бутылочек 15. Для регулярного питья не предлагать компоты, чаи и другие вкусные жидкости 16. Чем более разнообразной будет еда у ребенка, тем вероятнее у ребенка будет лучше аппетит. Важно в рацион ребенка включать любимые продукт 17. Соль и сахар отдельно и специально не даем Чего делать не стоит – детям до 3 лет бульоны в чистом виде (особенно наваристые) не даются – раздражающий эффект на ЖКТ, практически нулевая калорийность. Поэтому суп для детей раннего возраста представляет собой блюда, которое ближе к картофельному пюре или каше – неадаптированные молочные продукты из коровьего и козьего молока не используются в качестве основного питания до года – нарине, биолакт, йогурт, простокваша, кефир – одного поля ягода. Нет никаких преимуществ ни у одного из этих продуктов для ребенка до года. Просто их не нужно давать – коровье молоко = козье молоко для ребенка до года. Не давать – жидкие каши и каши из бутылочки не даются – для прикорма есть ложка – если ребенок заболел или ему сделана прививка, отложите начало введения прикорма
| |
Просмотров: 14042 | | |