Каталог статей
Главная » Статьи » Кунсткамера

Учим ребенка носить памперсы до школы

©2019 Яковлев Я.Я.

Я давно хотел высказаться по поводу....того, что написано про горшок. Просто удивляет
вот такое Приучение к горшку

#

Там нужно все разделы читать. Я постараюсь коротко по сути написать комментарии. Но придется цитировать указанный текст.

Начну с самой последней строки "Смотреть рекламный ролик"

#

При переходе сам ролик не воспроизводится почему-то. Но сам факт названия этого раздела, на мой взгляд, намекает на какого-то производителя подгузников. Или нет? Или вообще представители самого производителя написали? Вопрос открыт.

Начнем с первого заголовка "Когда лучше начинать"

#

Итак, из первого абзаца становится понятно, что речь пойдет о приучении к горшку, что это часто волнует родителей и т.п. Однако во втором абзаце читаем: "Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) следует признать устаревшими и нефизиологическими..."....."Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при их применении у детей могут возникать негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей)"....в конце концов это всё приводит к "...запорам, недержанию мочи/кала, многочисленные невротические реакциям (включая логоневроз, тики и др.), а по достижении определенного возраста – энурезу, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез..." Просто жуть! Я несколько раз это перечитал. И еще немного, чтобы добить "Принудительное приучение к горшку в любом возрасте может обернуться стрессом как для ребенка, так и для родителей". Я привожу это абзац почти целиком, поскольку после него всё остальное можно не читать. Почему? Потому, что прежде всего идет откровенная подмена понятий - формирование гигиенических навыков у детей раннего возраста подменяют термином "приучение ребенка к горшку". Та методика, которую авторы рекомендуют "признать устаревшей", на самом деле не имеет никакого отношение к горшку. Самое смешное, что в этой методике с самого начала даже самого горшка нет - он там просто не нужен и никогда не используется. Горшок там появляется только в самом конце....когда ребенок начинает понимать (да, сам начинает понимать), для чего этот девайс предназначен. И происходит это примерно, как "а что, так тоже можно было?".

Для примера сравните.
Вот тот самый "устаревший" метод (кстати, найти картинки просто - наберите в поиске "высаживание младенцев")
Сайт "Кормим грудью"
Сайт mamochek.net
Сайт "Юг Мама"

(технику, методику, ошибки и другое, касательно самого метода, я не обсуждаю - это отдельные разговор. Тут примеры только для сравнения)

А вот "приучение к горшку" (набираете в поиске "высаживание на горшок")
Например, здесь.
Сайт "Радость мам"
Вот тут

Есть разница?

Кстати, для высаживания младенцев удобнее использовать именно различные тазики - больше вероятность попасть в цель :)

Вернусь к основному тексту. Читаю дальше "Описываемые методы раннего приучения к горшку относятся к рефлекторным, то есть, основанным на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домашних животных." Не совсем понятно, а что плохого в формировании условного рефлекса? Формирование банального условного рефлекса - почему нет?. Как раз формирование условного рефлекса полностью исключает любое насилие, которое будет тормозить его. Однако "Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэффективны". Абсолютно не понятно, почему выработка условного рефлекса неэффективна?  "Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребенка сходить в туалет" - конечно, в процессе приучения к гигиеническим навыкам должна участвовать мама. Так это её ребенок. Она должна за него отвечать и его обучать.

Далее. Я несколько был озадачен следующей фразой - "при этом отсутствуют основные элементы обучения, и процесс не носит ассоциативный характер". Как такое может быть - условный рефлекс "не носит ассоциативный характер". Как? Ведь как раз у ребенка в процессе формирования условного рефлекса формируется ассоциация какого-либо процесса (в данном случае гигиенических навыков) с каким-либо условием (слова, звуки, положение тела и пр.). Вообще-то это и есть суть условного рефлекса.

Немного отвлекусь на физиологию "процесса" (источников много - например, я взял вот отсюда). Вот замечательная схема (красным подчеркнул важное)

#

Вот еще схема рефлекторной дуги дефекации

#

Что замечательного в этих схемах? Там не нарисован головной мозг. То есть, рефлекс дефекации (как и мочеиспускания) замыкается на уровне спинного мозга (безусловный рефлекс). Есть раздражение соответствующих рецепторов прямой кишки -> идет импульс в спинной мозг -> из спинного мозга идет импульс на осуществления процесса. Именно так и происходит в раннем возрасте - мочеиспускание и дефекация непроизвольные. А вот мозг действительно "включается" позже. И роль его - контролировать этот процесс. Определенные условия (ощущение позывов, ощущение наполнение прямой кишки или мочевого пузыря, какая-то окружающая обстановка и пр.) подталкивают ребенка к осуществлению ("просится на горшок") или торможению (вспомните, как дети "зажимаются" при запорах от боли) безусловного рефлекса. Ребенок постепенно обучается контролю. То есть, контроль за процессом дефекации условные рефлекс.

Так что плохого в том, что у ребенка раннего возраста на основе безусловного рефлекса мама будет формировать условный рефлекс? Банальный и простой. Как наш великий соотечественник И.П. Павлов делал у собак - появление слюноотделения на звук. Это та самая "условнорефлекторная теория" "...приобретение условного рефлекса возможно при действии на организм физиологически безразличного раздражения. В результате чего образуется более сложная система рефлекторной деятельности". Чем дольше поддерживается условный рефлекс, тем он крепче. И если у ребенка при высаживании уже условный рефлекс закрепился, то вряд ли он исчезнет. А с возрастом ребенок еще больше научится контролировать процесс дефекации и мочеиспускания. Вспомните своих котегов и собачек, которые бегут с дальнего конца квартиры, когда на кухне начинается какая-то готовка (резка мяса, включение мясорубки и пр.). Я что-то не помню, чтобы у них этот условный рефлекс создавал какие-то проблемы или угасал. Более того, любая стимуляция головного мозга (мама разминает пальчики, учат ребенка чему-нибудь, чтение книг) ведет к развитию ребенка. То есть, даже в случае высаживаний мама способствует развитию ребенка. Что в этом плохого?

Читаем дальше. "Приобретенное ребенком «умение» имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд из квартиры, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах". Так у ребенка вся жизнь - стресс. И что? Он по поводу из без повода теряет все условные рефлексы? А может быть это не так?

"Поэтому попытки принудительного приучения ребенка к горшку до достижения им физической готовности и/или повышенная интенсивность обучения никоим образом не ускоряют и не приближают желаемый результат".  Просто поразительно. Только что выше было написано, что "Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса".  А тут почему про "приучение", "повышенная интенсивность обучения"....Так может быть уже определиться, обучаем или формируем рефлекс?

Последний абзац этого раздела не хочу комментировать - столь заумная информация никак не подходит для раздела "Советы родителям".

Следующий раздел "Как устроен организм малыша"

#

"Приучая ребенка к горшку, Вы должны знать, что успех обучения полностью зависит от того, насколько его организм готов к этому. Доказано, что детский организм готов к приучению к горшку в среднем не раньше 18 месяцев." Кто бы спорил, что до горшка ребенок должен дозреть. Только вот опять же - приучение к горшку не имеет отношения к обучению гигиеническим навыкам. Как я и написал - исходно выдвинуто ложное утверждение, когда стоит знак равенства между "горшком" и "гигиеническими навыками". Те самые высаживания есть формирование условного рефлекса, а не обучение. Уже в более старшем  возрасте этот условный рефлекс еще более закрепляется за счет осознанного понимания процесса.

"Ребенок может осознанно ходить в туалет только тогда, когда у него развивается связь между нервной системой и мышцами. Эта связь окончательно формируется приблизительно в возрасте 18 месяцев и представляет собой многочисленные нервные структуры, соединяющие спинной мозг с мочевым пузырем и кишечником". Тут, если честно, я совсем не понял. Это шутка? Разве рефлекторные дуги безусловных рефлексов дефекации и мочеиспускания формируются к 18 месяцам? Разве непроизвольные (=безусловный рефлекс) дефекации и мочеиспускания у ребенка появляются в 1,5 года?

"Когда мочевой пузырь или кишечник наполняются, по нервам передается сигнал в спинной мозг, оттуда — в головной мозг, и малыш понимает, что он хочет писать или какать. Только после этого ребенок может осознанно сесть на горшок и сделать свое дело". С этим не поспоришь. Да никто и не сопротивляется - ведь это произойдет когда-то с любым ребенком. В том числе и у того, которого высаживали с раннего возраста - к 1,5-2 годам к его уже сформированному условному рефлексу просто добавится понимание.

"Зная это, можно придти к очень существенным выводам , которые, впрочем, вполне очевидны. Чем раньше Вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от Вас потребует. Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка. И если Вы начинаете приучение, когда детский организм полностью готов к этому, Вы и Ваш ребенок добьетесь успеха значительно быстрее и легче". Выводы, конечно, здесь совершенно неочивидные. Особенно, если утверждается, что безусловный рефлекс формируется только к 18 месяцам. Опять ошибочная позиция - путается приучение к горшку и формирование гигиенических навыков. Кстати, быстрее не всегда означает проще и лучше.

Раздел "Ранние успехи"

#

Ну здесь просто замечательно всё. Начало пропущу. Вот это "Но цепочка должна быть другой: не «пи-пи» — наполнение пузыря — мочеиспускание, а наполнение пузыря — горшок — мочеиспускание. То есть побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пи-пи»)." Я даже ту не знаю, как написать, скажем так, корректно. Такая цепочка рефлекса не формируется - "«пи-пи» — наполнение пузыря — мочеиспускание". Перевожу: появился условный раздражитель -> начала наполняться калом прямая кишка -> происходит дефекация. Кишка всегда будет наполнятся - есть раздражитель или нет его. Точно так же мочевой пузырь всегда будет наполняться - есть раздражитель или нет его. Как кишечник, так и почки, занимаются выведением не по сигналу.
Вторая цепочка "наполнение пузыря — горшок — мочеиспускание" вообще не понятна. Что значит в этой цепочке "горшок"? Наполнилась прямая кишка - появился горшок? Откуда? Зачем? Как эту цепочки понять? Может быть речь о том, что наполнилась прямая кишка -> у ребенка появилось ощущение наполненности кишки -> он попросился на горшок -> дефекация? А разве у ребенка, которого высаживают цепочка не такая? Просто у него к моменту "контакта" с горшком (даже пусть это будет 2 года) уже сформирована часть цепочки: наполнилась прямая кишка -> ребенок дает знаки, что будет дефекация -> мама его держит -> происходит дефекация. И с возрастом в эту цепочку только встраивается "попросил".

Кстати, у детей при высаживании еще формируются 2 условных рефлекса: 1) неприязнь к наполненным подгузникам/памперсам и 2) дефекация и мочеиспускание связаны со снятием штанишек. Первый рефлекс банален - эти дети практически не пачкают подгузники/памперсы, так как либо сами дают знать маме, когда пора "делать дело", либо мама взяв ребенка в определенном положении и сказав волшебные слова, способствует срабатыванию условного рефлекса. То есть, ребенок фактически всегда в сухих в сухом белье. И ему, конечно, становится дискомфортно, когда что-то там появляется. Эти дети очень быстро "соображают", что если намекнуть маме, то можно избежать "аварии". Второй же рефлекс является прямым следствием первого - процессы дефекации и мочиспускания при высаживании происходят только при снятых штанишках. В этом случае даже сам факт снимания подгузника/памперса/штанишек может является сигналом для ребенка наравне с положение на руках и словами.

У детей, которых не высаживают эти два рефлекса формируются гораздо позже - где-то после 1,5-2 лет, а иногда и к 4-5 годам. Пока сами не сообразят, что так можно. Почему? Первый рефлекс рано не формируется потому, что ребенок привыкает, что памперс (а для этих детей всегда используются только памперсы) может быть и не совсем сухой. Поскольку у ребенка дефекации и мочеиспускания всегда происходят в памперс, то второй рефлекс не появляется. Наоборот, многим их этих детей необходимо наоборот надеть памперс или штанишке, чтобы "сделать свои дела".

Теперь по таблице. Я поставил напротив строк цифры, чтобы было понятно.

Сами заголовки столбиков - та же ошибка. Путаница "приучения к горшку" и "высаживания" (выше писал уже)
1 строка - это неправда. В соответствующем возрасте и те, и другие дети будут контролировать осознанно.
2.строка - это неправда. Нет никакой логики. Фактически утверждается, что условные рефлексы теряются.
3 строка - это неправда, ну и опять путаница в терминах. На счет долго и сложно - выше писал.
4 строка - это неправда. Кстати, может быть лучше наслаждаться не мочеиспусканием и дефекациями, а чем-то другим? Никаких частых промашек при высаживаниях не бывает - если во время высаживания не происходит дефекация или мочиспускание, ребенок просто кладут обратно в кроватку. И всё. А стресс можно ребенку организовать хоть в 6 месяцев, хоть в 1 год, хоть в 3 года. Тем же самым горшком, который для высаживания не нужен.

Последний абзац этого раздела даже не хочу комментировать, потому что глупости нет смысла комментировать. Наверное, нет ничего страшного, если ребенок пойдет в первый класс школы в памперсах. Только вот почему нельзя ребенка к гигиене приучить лет на 5 раньше?

Следующий раздел "Как узнать, что ребенок готов"

#

Здесь перечисляются признаки готовности к "...познанию туалетной науки". Здесь просто весело всё.

"установление более или менее стабильного режима дефекации" - ну вообще-то, это устанавливается в возрасте нескольких месяцев жизни ребенка. И мамы даже знают этот режим, что позволяет вовремя "подлавливать" детей....да, забыл....это ведь не фиизиологично не давать ребенку в мокрых памперсах находиться

"способность более 2 часов сохранять подгузники сухими" - это в конце концов формируется у всех детей

"знание частей тела и названий предметов одежды" - не, я, конечно, рад за тех детей, которые к 1,5-2 годам знают, что такое грудная клетка, голень или какой-нибудь лапсердак....только зачем это нужно для процесса дефекации и мочеиспускания?

"знание или понимание слов «пописать» и «покакать»" - странная логика. Если не знаешь значение этого слова - не получится процесс осуществить. Как только поймешь - всё будет нормально. Кстати, собаки и кошки вообще не в теме - как они живут, бедные?

"демонстрация отрицательных эмоций от пребывания в испачканных подгузниках" - об этом выше писал. Совершенно согласен, что 7 летний ребенок, который не демонстрирует "отрицательные эмоции от пребывания в испачканных памперсах" (а не подгузниках) будет смотреться, скажем так, несколько иначе, чем другие дети в классе

"стремление самостоятельно одеваться и раздеваться" - а если нет такого стремления? В школу идти - нет желания одеваться, из школы пришел - нет желания раздеваться.....ну и не видать тебе горшка....так получается?

"стремление подражать взрослым" - кх-кх.....вот нашел определение слову подражание "Подражание – это процесс, в котором один индивид пытается в точности следовать во всем другому человеку, группе, образцу, при этом он самостоятельно копирует действия, которые воспринимает у других".....только вот не нужно тему развивать....я лишь выложил определение.

"интерес к туалетной комнате и процессам, происходящим там" - можно это я оставлю вообще без комментариев?

Ну самое классное "И, наконец, самый достоверный признак: умение любым способом — словом, мимикой, жестами — передать родителям слово «хочу». И не потому что так будет легче для мамы и она успеет усадить ребенка на горшок — это свидетельствует о том, что малыш научился общаться!". Высаживание фактически основывается на этой позиции - ребенок дает знать, мама понимает его, мама знает, когда и что нужно. Уф...Тут слов просто уже нет. И букафф тоже.

 

Идем дальше. "10 правил успешного освоения горшка"

#

Просто по пунктам (надеюсь на правильное прочтение комментариев)
Пункт 1. Логики нет. Так всё-таки при приучении к горшку тоже также затраты времени на ребенка увеличиваются? Я так понимаю, что не всё так просто с  приучением к горшку после 1,5-2 лет? Так зачем тогда в ранее писать противоположное?
Пункт 2. Песни, танцы, пляски. Шарики еще развешать не забывайте.
Пункт 3. Тут рулят горшки с компьютерным обеспечением. Берите лучше на Linux Ubuntu - очень стабильная работа, обновления. Физиологичную спинку берите с небольшим запасом на рост ребенка. Внимательно смотрите, чтобы изгибы спинки горшка точно ложились на изгибы спины. Иначе нарушаются все процессы. Будет стресс у ребенка.
Пункт 4. "Горшок - это ребенок. Ребенок - это горшок". Вот и познакомились. Я только не понял про "вероятность процесса" - так всё-таки подлавливаем ребенка, когда он хочет очень "дела сделать" и дает знаки?
Пункт 5. Вот это правильно. Хвалим. Здесь абсолютно согласен (некоторым детям нравится, когда похвала сопровождается хлопанием в ладоши). А разве нельзя это же делать в раннем возрасте? Или это тоже нефизиологично?
Пункт 6. Пункт 7. Из разряда  "а что, так можно было". А почему нельзя приучать к порядку в более раннем возрасте?
Пункт 8. Это очень важный пункт - обязательно в портфель с учебниками пару памперсов нужно класть.
Пункт 9. Пункт 10. "Вот это стул - На нем сидят. Вот это стол - За ним едят. Ну и "фишка недели" - "Специальная табуреточка в туалете, а с нее пописать — это же просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается…"

Разделы "«Малыш отказывается от горшка. Как быть?»" и "6 самых распространенных заблуждений" пропущу - там ответы-вопросы

 

ИТОГО: всё бы ничего, но данные "советы" разместили на сайте Союза педиатров. Это самое грустное. Поэтому КУНСТКАМЕРА.

 

Категория: Кунсткамера | Добавил: yko (10.02.2019)
Просмотров: 182 | Рейтинг: 0.0/0
Copyright © 2019 «яковлевяя.рф». Дизайн ATHEMES+yko Яндекс.Метрика
Закрыть